Административные правонарушения и их последствия

Административные правонарушения и их последствия

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения – это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения – это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ (“Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего”) не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак “характер совершения“), и именно в общественных местах (признак “место“).

3) Субъект административного правонарушения – физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения – любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения – должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”.

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей – лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Рекомендуем по теме:

Александр Отрохов, Правовой центр “Логос”, 12.04.2015г.

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Правила ч. 1 ст. 2.1 определяют понятие административного правонарушения. Это:

1) противоправное деяние. Иначе говоря, оно нарушает нормы:

– законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, если эти законы приняты в соответствии с КоАП;

– международных договоров, действующих для Российской Федерации;

– общепризнанных принципов и норм международного права, составляющих часть правовой системы Российской Федерации (см. об этом коммент. к ст. 1.1).

Если деяние лица нарушает нормы УК, то налицо не административное правонарушение, а преступление . Если деяние лица нарушает нормы НК, то налицо не административное правонарушение, а налоговое правонарушение (см. об этих понятиях подробнее в книгах: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во “Библиотечка РГ”, 2009; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во “Экзамен”, 2005). Следует отличать административное правонарушение и от деяний, нарушающих нормы гражданского, банковского, трудового и т.п. законодательства. Главное, что позволяет отличить административное правонарушение от упомянутых выше и иных правонарушений, – это то, что при административном правонарушении нарушаются именно нормы законодательства об административных правонарушениях (в т.ч. и в случаях, когда это законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных другими федеральными законами, иными правовыми актами): вывод сделан на основе систематического толкования ст. 2.1 и п. 3 ч. 1 ст. 1.3, см. коммент. к ним);

2) виновное деяние . Оно выражается как в активном поведении правонарушителя, так и в его пассивном поведении. Иначе говоря, объективная сторона административного правонарушения может выражаться:

– в совершении определенных действий;

– в том, что лицо бездействовало , хотя обязано было совершить определенные действия (например, не представило в таможенный орган отчетность);

3) деяние, за которое установлена административная ответственность. Меры административного наказания перечислены в ст. 3.2 (см. коммент. к ней).

2. Административная ответственность наступает лишь постольку, поскольку налицо состав административного правонарушения , включающий:

1) объект – то, на что направлено административное правонарушение. В качестве таких объектов выступают различные группы общественных отношений, в охране которых заинтересовано государство. Конкретными же объектами являются имущество, права, интересы, иные блага граждан, юридических лиц, государства и общества (они охарактеризованы в ст. 1.2, см. коммент. к ней). С учетом объекта административного правонарушения строится Особенная часть КоАП. Исходя из изложенного, следует иметь в виду, что объектами административного правонарушения являются:

– права граждан (см. коммент. к ст. 5.1-5.44);

– здоровье , санитарно-эпидемиологическое благополучие, нравственность и т.п. блага граждан (см. коммент. к ст. 6.1-6.14);

– имущество граждан и организаций, государства, муниципальных образований, иных субъектов собственности (см. об этом коммент. к ст. 7.1-7.27);

– отношения, связанные с охраной окружающей среды (см. коммент. к ст. 8.1-8.40);

– отношения в области промышленности, строительства, энергетики и т.п. (см. коммент. к ст. 9.1-9.14);

– отношения в сфере сельского хозяйства и мелиорации земель (см. коммент. к ст. 10.1-10.14);

– отношения в области транспорта (см. коммент. к ст. 11.1-11.29);

– отношения в области дорожного движения (см. коммент. к ст. 12.1-12.36);

– отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности (см. коммент. к ст. 14.1-14.25);

– отношения в сфере финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг и т.п. (см. коммент. к ст. 15.1-15.26);

– отношения в сфере таможенного дела (см. коммент. к ст. 16.1-16.20);

– отношения, связанные с охраной государственной власти и государственной границы (см. коммент. к ст. 17.1-18.14);

– отношения в сфере общественного порядка, общественной безопасности и порядка управления (см. коммент. к ст. 19.1-20.27);

– отношения в области военного учета (см. коммент. к ст. 21.1-21.7);

2) объективная сторона административного правонарушения. Это описанные в той или иной статье КоАП признаки конкретного административного правонарушения, которые характеризуют:

а) сам процесс его совершения (например, в ст. 15.7 так описывается административное правонарушение: открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или ИП без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или в органе государственного внебюджетного фонда);

б) способ его совершения (т.е. в форме действия или бездействия, путем применения особых ухищрений, технических средств, использования служебного положения и т.п.);

в) время, место, обстановку его совершения;

г) наличие вредного, опасного последствия административного правонарушения (например, умышленная порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение этих документов, повлекшее их утрату, см. коммент. к ст. 21.7). В целом же для административного правонарушения характерны т.н. “формальные составы” правонарушений (т.е. административное наказание применяется вне зависимости от того, наступил ли вредный результат или нет: важен сам факт посягательства на те или иные охраняемые отношения);

Читайте также:  Ответственность за нарушение ветеринарного законодательства

д) наличие причинной связи между деянием и наступившим вредным последствием (например, небрежное хранение военного билета явилось причиной его утраты);

3) субъект административного правонарушения. Им признаются совершившие административное правонарушение:

а) физические лица . При этом речь идет о лицах:

– достигших определенного возраста (см. коммент. к ст. 2.3);

– не признанных невменяемыми (см. коммент. к ст. 2.8);

– относящихся к должностным лицам, ИП и др. (см. об этом коммент. к ст. 2.4);

б) юридические лица (см. об этом коммент. к ст. 2.10).

Довольно часто административное правонарушение совершают несколько субъектов административного правонарушения (например, несколько физических лиц, несколько юридических лиц, одно физическое лицо и две организации). Тем не менее, КоАП не придает столь существенного значения совершению административного правонарушения “группой лиц”, “по предварительному сговору” и т.п., как это делается в нормах УК (это объясняется большой общественной опасностью преступлений по сравнению с административным правонарушением);

4) субъективная сторона административного правонарушения – это отношение правонарушителя к содеянному и его последствиям. Она проявляется в различных формах вины , а именно:

– прямого умысла . Лицо осознает противоправный характер своего деяния, предвидит его вредные последствия и желает их наступления;

– косвенного умысла . Лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит его последствия, не желает прямо их наступления, но в то же время сознательно их допускает или относится к ним безразлично (см. об этом коммент. к ч. 1 ст. 2.2);

– легкомыслия (самонадеянности) . Лицо осознает, предвидит возможность наступления вредных последствий деяния, но не желает их, более того, без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает их предотвратить;

– небрежности . При этой форме лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть (см. об этом коммент. к ч. 2 ст. 2.2).

При отсутствии вины состав административного правонарушения также отсутствует.

В ряде случаев для последнего также необходимы:

– мотив (например, при совершении мелкого хищения путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты обязателен корыстный мотив, см. об этом коммент. к ст. 7.27);

– цель (например, такому административному правонарушению, как уничтожение или повреждение чужого имущества, присуща такая цель, как причинение имущественного ущерба другому лицу, см. об этом коммент. к ст. 7.17).

Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов состава административного правонарушения исключает возможность привлечения к административной ответственности. Именно поэтому в настоящем комментарии все административные правонарушения, указанные в Особенной части КоАП, анализируются по стандартной схеме: дается характеристика объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон административного правонарушения;

5) в ряде случаев (хотя посягательство на охраняемые КоАП права, интересы, блага налицо) административная ответственность не наступает, т.к. этому препятствуют определенные обстоятельства. К числу последних относятся, в частности:

а) недостижение лицом возраста , указанного в ст. 2.3 (см. коммент. к ней);

б) совершение деяния в условиях крайней необходимости (см. об этом коммент. к ст. 2.7);

в) совершение посягательства лицом, находящимся в состоянии невменяемости (см. об этом коммент. к ст. 2.8).

3. Специфика правил ч. 2 ст. 2.1 состоит в том, что:

1) они посвящены только одному из субъектов административного правонарушения – юридическому лицу. При этом для правильного применения ч. 2 ст. 2.1 нужно учесть, что:

а) в соответствии со ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом , может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (выделено мной – А.Г.);

б) к административной ответственности привлекаются не только российские, но и иностранные юридические лица и международные организации;

2) в соответствии с ними юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если:

а) установлена возможность юридического лица соблюсти нормы КоАП (законов субъектов Российской Федерации), нарушение которых предусматривает административную ответственность. Иначе говоря, необходимо в порядке, определенном КоАП, доказать, что это лицо могло соблюсти упомянутые нормы, т.к. все возможности для этого у него имелись. Бремя доказывания возлагается на судью, орган, должностное лицо, осуществляющих производство и рассмотрение дел по административному правонарушению: презумпция невиновности (см. об этом коммент. к ст. 1.5) действует и в отношении юридического лица;

б) в ходе рассмотрения дела выяснено, что данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры, обеспечивающие соблюдение норм КоАП (законов субъектов Российской Федерации).

Если же принятие этих мер зависит от других юридических лиц (например, его учредителей), от государственных органов (например, нарушивших установленные сроки выдачи лицензии, сертификата), от физического лица (например, участников юридического лица), то нельзя говорить о виновности данного юридического лица.

4. Характеризуя правила ч. 3 ст. 2.1, нужно учесть, что:

1) назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности физических лиц, виновных в совершении данного административного правонарушения.

Иначе говоря, административное наказание назначается и юридическому, и физическому лицу, виновному в совершении этого же административного правонарушения (например, ст. 15.1 предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций как должностных лиц организаций, так и самих юридических лиц, см. коммент. к ней);

2) привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от ответственности за это же административное правонарушение юридическое лицо. Оба эти лица – самостоятельные субъекты административного правонарушения, и, если будет установлена вина каждого из этих субъектов, они подлежат административной ответственности независимо друг от друга, за совершение одного и того же административного правонарушения;

3) привлечение к уголовной ответственности физического лица (дело в том, что юридические лица субъектами преступления не являются: это противоречило бы ст. 19 УК) не освобождает юридическое лицо от привлечения к административной ответственности. При этом физическое лицо привлекается к уголовной ответственности, а юридическое за это же правонарушение (но характеризуемое как административное правонарушение) – к административной ответственности.

5. Для правильного применения норм ст. 2.1 необходимо учитывать:

1) отличия административного правонарушения от преступления. Эти различия можно показать в следующей таблице.

1. Представляет собой виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное только УК (ст. 14 УК).

1. Представляет собой виновное деяние, запрещенное не только КоАП, но и законами субъектов Российской Федерации (ст. 2.1 КоАП).

2. Субъектом преступления могут быть только физические лица (ст. 19 УК).

2. Субъектами административного правонарушения могут быть и физические, и юридические лица (ст. 2.1 КоАП).

3. Различают особо тяжкие, средней тяжести, тяжкие и небольшой тяжести преступления (ст. 15 УК).

3. Административные правонарушения не делятся на категории по степени тяжести.

4. Учитывается неоднократность преступлений (ст. 16 УК).

4. По общему правилу неоднократность административного правонарушения не учитывается.

5. Учитываются совокупность и рецидив преступлений (ст. 16, 17 УК).

5. Для административного правонарушения не характерны ни рецидив, ни совокупность.

6. В ряде случаев субъектом преступления признаются физические лица и в возрасте 14 лет.

6. Минимальный возраст физических лиц – субъекта административного правонарушения составляет 16 лет.

7. Закон различает оконченное и неоконченное преступление (ст. 29-31 УК).

7. КоАП не делит административное правонарушение на оконченное или неоконченное. Это объясняется тем, что состав административного правонарушения чаще всего “формальный” (т.е. не обязательно наступление вредных последствий).

8. Влечет уголовное наказание.

8. Влечет административное наказание.

9. Преступление отсутствует, когда налицо необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск, исполнение приказа и ряд других обстоятельств (ст. 37-42 УК).

9. Административное правонарушение отсутствует лишь при крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП).

Есть и другие отличия между преступлением и административным правонарушением (в объекте, объективной стороне и т.п.), см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 4-е. М.: Изд-во “Экзамен”, 2006.

Верховный Суд разъяснил (в п. 15, 19 Пост. N 5) следующее:

– ст. 2.1 КоАП допускает привлечение к административной ответственности по одной же норме как ЮЛ, так и их должностных лиц;

– при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа ЮЛ, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа на то, что это может привести к совершению административного правонарушения;

– административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все признаки состава правонарушения. В случае, когда обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока;

– судья вправе применить к ЮЛ и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи КоАП (с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств);

– привлечение должностного лица к уголовной ответственности не может служить основанием для освобождения ЮЛ от уголовной ответственности;

2) различие между административными правонарушениями и нарушением норм трудового законодательства (дисциплинарным проступком). Их можно показать в таблице.

Нарушение норм трудового законодательства (дисциплинарный проступок – ДП)

1. ДП представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

1. Представляет собой противоправное и виновное нарушение лицом КоАП и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Влечет наложение мер дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, увольнение и др.), но не штрафа, конфискации и т.п.

2. Влечет административное наказание (в т.ч. и штраф, и конфискацию, и административный арест).

3. Допускается ответственность и по уставам, положениям о дисциплине и федеральным законам (а не только по нормам ТК)

3. Допускаются лишь административные наказания, предусмотренные в самом КоАП либо законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. К ответственности за ДП привлекает работодатель.

4. К ответственности привлекает судья, уполномоченный орган, должностное лицо.

5. Субъектом ДП являются лишь работники.

5. Субъектом административного правонарушения являются физические, а так же юридические лица.

6. См. также п. 16 Пост. N 10. О практике КС см. его определение от 02.04.09 N 499-О-О.

Административные правонарушения — что это такое, каковы их признаки, состав, виды, срок давности и примеры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Самоё распространённое правонарушение в России – неуплата штрафа. Его совершение влечёт… наложение штрафа, но уже в двукратном размере.

Этот проступок занесён в Кодекс об административных правонарушениях. Но по каким основаниям? Как законодатель определяет, относить деяние к административному правонарушению, преступлению или правомерному действию?

В этой статье вы найдёте ответы.

5 признаков административного правонарушения (с примерами)

Нарушитель законов должен нести ответственность, чтобы другие члены общества воздерживались от совершения деструктивных поступков. Тогда в государстве будет спокойная и мирная обстановка, которая называется общественным порядком.

Чтобы достигнуть этой светлой цели, для наказания нарушителей законодатель вводит признаки административного правонарушения.

  1. Действие/бездействие.
    Действие – это любая активность. Бездействие – нежелание исполнять свои обязательства. Хотя это требуется по закону. Например, отказ платить налоги, несоблюдение экологических норм по выбросам отходов.
  2. Противоправность.
    Деяние человека нарушает правовую норму, которая регулирует отношения в области административного права. Вот примеры последних:

  1. ПДД;
  2. общественный правопорядок;
  3. медицинское обслуживание населения, охрана здоровья;
  4. налогообложение;
  5. обращение ценных бумаг, финансов, банковская деятельность.

Полный перечень отношений, которые охраняются нормами административного права, перечислен во втором разделе Кодекса РФ об административных правонарушениях. Этот документ описывает, в чём конкретно выражается каждое нарушение.

  • Вредно для общества.

    Административные правонарушения – это деяния, которые нарушают нормальный порядок вещей в обществе, приводят к наступлению отрицательных последствий. При этом вред не всегда очевиден.

    Например, человек переходит дорогу на красный свет светофора, хотя поблизости нет машин. В чём тут вред для общества? А в том, что другие граждане наблюдают за таким поведением. У некоторых людей в голове может сформироваться установка: «Переход на красный – это нормально». Чем больше граждан будут так думать, тем выше риски увеличения числа ДТП.

    Однако административные проступки, в отличие от преступлений, не представляют реальной общественной опасности. Их последствия проще предотвратить и исправить.

    Таблица 1 «Разные проявления вины нарушителя»

    Форма виныЧто означаетПримеры административных правонарушений
    Прямой умыселЧеловек хочет, чтобы отрицательные последствия наступилиМелкое хулиганство
    Косвенный умыселЧеловек допускает вероятность наступления вреда для общества, или ему всё равноРодители не исполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребёнка
    ЛегкомыслиеЧеловек надеется предотвратить отрицательные последствия своего проступка, действует «на авось»Руководитель игнорирует правила пожарной безопасности, что приводит к возникновению пожара
    НебрежностьЧеловек не предвидит отрицательных последствий деяния, хотя может и обязанМедик не соблюдает некоторые требования безопасности к донорской крови из-за своей халатности

    Наказуемость.
    За нарушение административно-правовых норм в КоАП установлена ответственность: «пойманный» правонарушитель получает наказание.

    Самая часто применяемая мера – штраф. Хотя человеку могут быть назначены арест, исправительные работы и другие наказания.

    Состав и виды административного правонарушения

    Каждая статья второго раздела Кодекса описывает 4 элемента деяния: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. В совокупности они образуют состав административного правонарушения.

    Если хоть один из элементов выпадает, человека или организацию не получится наказать.

    Объекты – это те отношения и ценности, которым нарушители причиняют вред. Они перечислены в главах 5-21 Кодекса. В зависимости от объекта юристы выделяют, в частности, такие виды административных правонарушений:

    1. против прав граждан;
    2. против здоровья населения;
    3. против собственности;
    4. против общественной нравственности;
    5. нарушающие ПДД и другие.

    Объективная сторона административного правонарушения включает конкретный проступок, отрицательные последствия (при их наличии) и причинно-следственную связь.

    В зависимости от этого элемента выделяют два вида нарушений:

    1. с материальным составом – для привлечения к ответственности необходимо установить факт наступления отрицательных последствий (пример – статья 7.26 КоАП: небрежное хранение материалов картографо-геодезического фонда РФ, повлекшее их утрату);
    2. с формальным составом – достаточно лишь факта нарушения (пример – статья 6.2 КоАП – занятие народной медициной без разрешения).

    Субъектами (кто это?) могут быть только вменяемые люди не младше 16 лет или юридические лица. Нельзя наказывать по КоАП маленьких детей, животных, душевнобольных.

    Субъективная сторона административного правонарушения – это наличие в деянии вины, о которой писалось выше.

    Срок давности

    Весь процесс с момента обнаружения проступка до исполнения наказания называется производством по делам об административных правонарушениях. Он регулируется главой 4 и разделом IV КоАП.

    Привлечь нарушителя к ответственности можно только в пределах срока давности по административным правонарушениям. Он начинает исчисляться с момента совершения деяния и длится 2 месяца. Но это общее правило, из которого есть исключения.

    Так, если дело рассматривает суд, то срок длится 3 месяца. Коррупционерам грозит ответственность в течение 6 лет. Если проступок длящийся (например, незаконная предпринимательская деятельность), то сроки отсчитываются с момента обнаружения.

    Протокол, производство по делам и право на обжалование постановления по административному правонарушению

    В большинстве случаев сотрудник госучреждения после выявления нарушителя составляет протокол об административном правонарушении.

    Это важный документ, в котором фиксируются обстоятельства совершённого проступка:

    1. место и время;
    2. что происходило;
    3. объяснения самого лица и показания очевидцев.

    Если человек не согласен с тем, что написал в протоколе госслужащий, то может не ставить подпись. Далее начинается расследование.

    Дела могут рассматривать судьи, служащие исполкомов, полиция, налоговики, другие органы и лица (зависит от конкретного вида правонарушения).

    По результатам разбирательства выносится итоговый документ – постановление. Или определение, если дело рассматривалось в суде. В документе указывается конкретное наказание, которое назначено нарушителю.

    Если человек не согласен с вынесенным решением, то имеет право на обжалование постановления об административном правонарушении вышестоящему чиновнику. Срок – 10 дней с момента получения копии документа.

    Заключение

    Таким образом, административные правонарушения – это наказуемые по КоАП виновные и вредные для общества проступки, нарушающие нормы права. Они не так опасны, как преступления, но могут служить предпосылкой к криминализации общества.

    Например, сегодня подросток пристаёт к мирным гражданам (хулиганит), а спустя 5 лет совершает избиение. Поэтому государство принимает меры к тому, чтобы административные правонарушители не оставались незамеченными.

    Автор статьи: Белоусова Наталья

    Административное правонарушение

    Знаете ли Вы, что административная ответственность за совершенное правонарушение наступает только в том случае, если по своему характеру это нарушение не влечет уголовную ответственность? Об этом, а также других вопросах в области административных правонарушений мы расскажем в этой статье.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ либо иным нормативно-правовым актом РФ) предусмотрена ответственность. Объектами правонарушения могут выступать, как общественная нравственность или порядок, так и собственность и здоровье населения, а также другое.

    Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность. От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве. Однако, некоторые деяния могут признаваться, как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.

    Признаки административных правонарушений:

    1. действие или бездействие физического или юридического лица;
    2. виновность – деяние может быть признано административным правонарушением, только если оно совершенно умышленно или по неосторожности;
    3. противоправность – деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
    4. наказуемость деяния – наступление административной ответственности.

    Виды административных правонарушений

    Классификация видов административных правонарушений включает два основных критерия:

    1. объект посягательства – собственность, общественный порядок, нравственность и т.д.;
    2. направленность деяния – отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).

    На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы:

    • Административные правонарушения, посягающие на права граждан, например:
      • нарушение законодательства о свободе вероисповедания, свободы совести;
      • нарушение законодательства о митингах, шествиях, собраниях и демонстрациях;
      • принуждение к отказу или к участию в забастовках;
      • нарушение законодательства о труде и об охране труда;
      • неисполнение своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей их родителями или законными представителями;
      • увольнение работников в связи с объявлением забастовки;
      • нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей и другое.
    • Административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность, а также здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, например:
      • сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией;
      • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде;
      • незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной;
      • оборот либо хранение, равно как употребление наркотических средств без назначения врача и другое.
    • Административные правонарушения в сфере охраны собственности, например:
      • самовольная добыча янтаря;
      • самовольное занятие земельного участка, в том числе, участка лесного фонда;
      • нарушение правил пользования жилыми помещениями;
      • пользование без разрешения водными объектами;
      • уничтожение либо повреждение чужого имущества и другое.
    • Административные правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды, например:
      • порча земель;
      • нарушение требований охраны недр, водных объектов и атмосферного воздуха;
      • искажение экологической информации;
      • незаконная порубка, уничтожение деревьев, кустарников и мест обитания животных и другое.
    • Административные правонарушения в строительстве, энергетике и промышленности, например:
      • нарушение требований нормативных документов в указанных сферах;
      • повреждение электрических сетей;
      • непроизводительное расходование энергетических ресурсов и другое.
    • Административные правонарушения в области ветеринарии и сельского хозяйства, например:
      • нарушение правил карантина животных;
      • непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и другое.
    • Административные правонарушения на транспорте, например:
      • действия, угрожающие безопасности полета, движению водного и железнодорожного транспорта;
      • нарушений правил пожарной безопасности на воздушном, железнодорожном и морском транспорте;
      • безбилетный проезд и другое.
    • Административные правонарушения в сфере дорожного движения, например:
      • управление транспортом водителем, не имеющим права управления;
      • управление транспортом водителем, находящимся в состоянии опьянения;
      • нарушение ПДД водителями или пешеходами;
      • невыполнение требований об остановке транспортного средства и другое.
    • Административные правонарушения в сфере связи и информации, например:
      • самовольное строительство, установка или проектирование высокочастотных устройств;
      • незаконная деятельность в сфере защиты информации;
      • нарушение порядка распространения или изготовления продукции СМИ и другое.
    • Административные правонарушения в сфере предпринимательства, например:
      • выполнение предпринимательской деятельности без регистрации в государственных органах либо без лицензии;
      • нарушение порядка ценообразования;
      • ограничение свободы торговли;
      • обман потребителей;
      • фиктивное банкротство;
      • нарушение сбора и обработки сведений, составляющих кредитную историю и другое.
    • Административные правонарушения в сфере налогов и финансов, например:
      • нарушение сроков предоставления налоговой декларации;
      • нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах;
      • незаконные сделки с ценными бумагами и другое.
    • Административные правонарушения в сфере таможенного дела, например:
      • незаконное перемещение товаров и средств через границу РФ;
      • недекларирование товаров и транспортных средств;
      • нарушение сроков уплаты налогов и сборов, которые необходимо уплатить за товары, перемещенные через границу РФ и другое.
    • Административные правонарушения, посягающие на институты гос.власти, например:
      • незаконное ношение государственных наград;
      • невыполнение законных требований депутата ГД или членов Совета Федерации;
      • невыполнение законных требований прокурора и другое.
    • Административные правонарушения в сфере защиты Государственной границы РФ, например:
      • нарушение иммиграционных правил;
      • реализация иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ без разрешения;
      • незаконный провоз лиц через границу РФ;
      • нарушение режима пребывания на территории РФ иностранными гражданами либо лицами без гражданства и другое.
    • Административные правонарушения против порядка управления, например:
      • неповиновение законному распоряжению сотрудника правоохранительных органов;
      • неповиновение в срок законным распоряжениям и предписаниям должностных лиц;
      • умышленная порча либо утрата по небрежности удостоверения личности гражданина;
      • подделка документов, печатей и бланков, их использование и другое.
    • Административные правонарушения против общественного порядка и безопасности, например:
      • мелкое хулиганство;
      • нарушение сроков регистрации оружия, в том числе, сроков постановки его на учет;
      • нарушение требований режима чрезвычайных положений;
      • незаконная деятельность в сфере частного сыска;
      • распитие спиртосодержащих напитков в общественных местах, равно как и появление в этих местах в состоянии опьянения и другое.
    • Административные правонарушения в сфере воинского учета, например:
      • уклонение от медицинского обследования;
      • неисполнение обязанностей по воинскому учету гражданами;
      • порча или утрата документов воинского учета, осуществленная умышленно;
      • несообщение сведений о гражданах, которые состоят либо обязаны состоять на воинском учете и другое.

    Важно! Причинение лицом вреда вследствие крайней необходимости не может быть признано административным правонарушением, поскольку деяние совершалось для устранения опасности, если эта опасность не могла быть предотвращена иным способом.

    Ответственность за административные правонарушения

    Совершение лицом правонарушения есть основание для применения мер ответственности, которыми являются административные наказания. Всего административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ подразумевает несколько видов наказаний, среди которых основными являются:

    1. штраф – денежное взыскание в пользу государства;
    2. предупреждение – выражается в официальном порицании физического лица или организации, выносится в письменной форме;
    3. лишение специального права – лишение лица, ранее предоставленного ему на законных основаниях специального права, например, управлять транспортным средством;
    4. приостановление деятельности организации – временное прекращение деятельности юр. лица или предпринимателя на срок до 90 дней;
    5. конфискация – принудительное обращение в пользу государства орудия или предмета совершения правонарушения;
    6. дисквалификация – лишение права занимать должности в органах организаций.
    7. обязательные работы – выполнение физическим лицом бесплатных общественных работ в свободное от основной работы или учебы время;
    8. арест – содержание нарушителя в изоляции от общества, применяется в исключительном случае;
    9. другие виды наказания.

    Виды административных правонарушений и административной ответственности

    Любое нарушение закона, даже если оно не несет опасности для общества, должно заканчиваться ответственностью. Она бывает разной. Административное правонарушение (понятие, виды вы будете узнавать по ходу статьи) тоже должно заканчиваться ответственностью, так как является негативным действием для общества. Наказание зависит от целей нарушителя, осознания последствий его действий. Существуют разные формы ответственности. Из этой статьи вы узнаете виды административных правонарушений и наказаний, которые за них можно получить.

    Основные термины

    Для начала следует рассмотреть все понятия, с которыми вам придется встретиться. Итак, административное право – это специальная отрасль юриспруденции, при помощи которой регулируются отношения сторон в сфере управления. В ней фиксируется большое количество совершенных деяний, запрещенных законом.

    Административное правонарушение – это виновное действие (или его отсутствие), которое характеризуется посягательством физического или юридического лица на нормы общественного порядка, свободы и права граждан. За него полагается определенная ответственность.

    Административное взыскание – это та мера, которая применяется к нарушителю. Она предполагает воспитательные цели. Ответственность за такие проступки наступает с 16 лет.

    Правонарушение не стоит путать с преступлением. Проступок не является общественно опасным, хотя и может иметь определенные последствия.

    Состав правонарушения и его виды

    Эта информация является очень важной, так как именно от нее зависит степень будущей ответственности. Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, нужно выяснить элементы его состава:

    • Объект. Это именно те общественные отношения, которые подверглись посягательству.
    • Объективная сторона. Она предполагает конкретно выраженные действия, которые нарушают установленные законом нормы.
    • Субъект. Это, собственно, то лицо, которое совершило поступок. При этом оно уже должно достичь 16-летнего возраста и быть вменяемым.
    • Субъективная сторона. Она предполагает собственное отношение лица к совершенному деянию.

    Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, необходимо обязательно узнать типы составов таких проступков. Их всего два: формальный (в этом случае достаточно самого действия, последствия при этом совсем не важны) и материальный (здесь основным показателем являются последствия и их взаимосвязь с совершенным нарушением).

    В большинстве случаев можно наблюдать именно первый тип состава нарушения. Второй усматривается лишь тогда, когда есть какие-то последствия, связанные с уничтожением имущества.

    Какие правонарушения являются административными?

    Нужно сказать, что не все проступки регулируются КОАП. К ним относятся нарушения, осуществленные в сферах:

    • Охраны окружающей среды, здоровья, собственности.
    • Энергетики, промышленности, природопользования, строительства.
    • Ветеринарии, сельского хозяйства, мелиорации земель.
    • Дорожного движения и транспорта.
    • Информации и связи.
    • Предпринимательской деятельности и бизнеса.
    • Здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
    • Защиты границ государства.
    • Общественного порядка и безопасности.
    • Армейского учета.

    Именно эти виды административных правонарушений административное право рассматривает как такие, которые не могут быть отнесены к криминальным преступлениям. Хотя тут все зависит от формы вины и серьезности наступивших последствий.

    Признаки административных проступков

    Любое злодеяние имеет определенные особенности. Его признаки помогают определить не только состав действия, но и необходимость, а также размер ответственности. Среди них можно выделить такие:

    1. Вина. Без нее нет нарушения. Она тоже бывает разной: умышленной или неосторожной.
    2. Противоправность. Действия лица являются такими, которые нарушают установленные обществом нормы поведения.
    3. Наказуемость. Любое противоправное деяние должно предполагать ответственность. То есть если лицо совершило проступок, который имеет состав и признаки правонарушения, то оно должно быть наказано. Естественно, есть определенные случаи, при которых ответственность может не наступить.

    Вполне понятно, что необходимо знать виды административных правонарушений, однако без признаков вы не сможете определить, является ли действие противозаконным.

    Классификация злодеяний

    Теперь следует рассмотреть виды административно-правовых правонарушений. Представленная классификация поможет вам познакомиться с ними более подробно:

    1. В зависимости от той сферы, в которой были нарушены правила:

    • в экономической;
    • в социально-культурной;
    • в политическо-административной.

    2. Относительно того объекта, на который было совершено посягательство: на государственный, общественный порядок, общественную безопасность, собственность, гражданские права и здоровье.

    3. В зависимости от формы вины: умышленные или неосторожные.

    4. По характеру осуществленного посягательства правонарушения бывают: в результате действия или его отсутствия.

    5. В зависимости от того, каким субъектом был совершен проступок: индивидуальным или осуществленным юридическим лицом.

    Как видите, КОАП (виды административных правонарушений рассматриваются именно этим кодексом) охватывает достаточно большую часть жизнедеятельности общества.

    Субъект и субъективная сторона проступка

    Теперь следует более подробно разобраться в составе злодеяния. Итак, как уже говорилось, субъект – это и есть то лицо, которое намеренно или случайно совершило действия, приведшие к нежелательным последствиям. Естественно, именно оно и должно отвечать за содеянное. Однако если все манипуляции воспроизводились в состоянии невменяемости, то виновный может избежать наказания. Что касается субъективной стороны проступка, то она тоже имеет свои элементы:

    1. Вина. Без нее нет нарушения.
    2. Цель. Это тот результат, к которому стремится человек или предполагает его.
    3. Мотив. Он является именно той движущей осознаваемой причиной, которая побуждает лицо действовать именно так, а не иначе.

    Надо сказать, что бывают также специальные и особые субъекты. К первому типу относятся водители, должностные лица и несовершеннолетние. Второй вид включает военных и других людей, на которых распространяется действие положений дисциплинарного устава. Отдельные виды административных правонарушений требуют строго прописанных наказаний.

    Объект и объективная сторона нарушения административного порядка

    Какие виды административных правонарушений существуют, вы уже знаете. Теперь следует подробнее рассмотреть, что же такое объект и объективная сторона проступка. Итак, разберемся с первым термином. Объект – это есть тот порядок или отношения, которые давно урегулированы правовыми нормами и обязательны для выполнения каждым гражданином общества. Они охраняются специальными мерами ответственности. Кроме КОАП, такие отношения могут дополнительно регулироваться другими кодексами: экологическим, трудовым, земельным.

    Что касается объективной стороны, то она является внешним проявлением нарушения установленного закона. Она включает в себя такие элементы: нежелательные последствия, которые наступили, а также деяние или бездействие, которое к ним привело. Еще одним признаком объективной стороны является взаимосвязь между нарушением и результатом. В противном случае нет состава проступка. Например, к объективной стороне можно отнести нарушение правил ПДД, которое проявляется в несоблюдении дистанции движения, требований дорожных знаков, превышении разрешенной скорости. Последствием таких действий может стать дорожно-транспортное происшествие или создание аварийной ситуации.

    Если говорить о материальном составе, то примером может быть нарушение пожарной безопасности, которое приводит к уничтожению или повреждению имущества. Естественно, в этом случае необходимо проводить расследование и собирать доказательства.

    К объективной стороне относятся и другие компоненты, благодаря которым определяется вид ответственности: место и способ совершения деяния, характер проступка, а также злостность и повторность осуществления нарушения.

    Понятие и цели административного взыскания

    Виды административных правонарушений в РФ вы уже рассмотрели. Теперь следует поговорить об ответственности. Прежде всего, нужно уяснить само понятие административного взыскания. Это практическая форма выражения ответственности. Взыскание осуществляется, предполагая такие цели:

    • Предупредительную. Наказание как превентивная мера призвано обеспечить соблюдение установленных в обществе порядков. Любой человек, который захочет их нарушить, не станет этого делать, если будет знать, что понесет за это определенную ответственность.
    • Карательную. Нарушитель закона должен обязательно ответить за свои деяния.
    • Воспитательную.
    • Восстановительную. Если своими действиями лицо нанесло какой-либо ущерб, то он обязательно должен быть компенсирован.
    • Сигнализирующую.

    Виды наказаний

    Теперь следует рассмотреть вопрос о том, в каких формах взысканий выражается ответственность нарушителя перед обществом. Их не так уж и много. За разные виды административных правонарушений (КОАП РФ прописывает различные меры наказания) существует всего 7 основных типов взыскания:

    1. Предупреждение. Чаще всего его применяют в том случае, если неправомерное деяние было совершено первый раз и не считается злостным, не привело к каким-либо последствиям. Оно должно иметь письменную форму. К такому взысканию может привлекаться и физическое лицо, и юридическое.
    2. Административный штраф. Это уже материальное взыскание за тот ущерб, который нанес нарушитель. Его размер зависит от установленного прожиточного минимума и серьезности злодеяния: от 5000 до 200 000 рублей. В любом случае, количество средств, которые взимаются, должно быть кратным стоимости поврежденного имущества. Такое наказание не может быть применено к тем лицам, поведение которых регулируется специальными уставами (военнослужащим, курсантам и другим).
    3. Изъятие предмета (возмездное).
    4. Конфискация имущества (предмета). Она производится в пользу государства. При этом предмет может быть продан в ходе торгов. Из вырученной суммы отсчитывается размер ущерба, а также расходы на организацию продажи. Остальные средства отдаются собственнику имущества.
    5. Обязательные (исправительные) работы. Заниматься таким трудом человек обязан только в свободное от основной работы время. Он считается общественно полезным и бесплатным. Нарушитель может получить от 20 до 200 часов обязательных работ. Однако осуществлять их он обязан не более 4 часов в день. Есть категории лиц, к которым такое наказание не может быть применено: инвалиды, беременные женщины и другие.
    6. Лишение специальных прав. Оно производится в том случае, ели лицо уже не в первый раз нарушает установленные порядки, например правила дорожного движения. Срок лишения составляет от 1 месяца до 3-х лет. Следует учесть, что специального права нельзя лишать тех лиц, для которых оно является основным источником дохода.
    7. Административный арест. Он предусматривает изоляцию нарушителя от общества на срок до 15 суток. Назначаться он может только судьей. Устанавливается он только в некоторых случаях особо злостного нарушения порядка. А еще может быть применено административное задержание. Однако использовать его следует только в тех случаях, когда нет возможности на месте выяснить личность нарушителя. Задержание может продолжаться не более 3-х часов.

    Есть и дополнительные виды наказаний:

    • Дисквалификация. Может длиться от 3-х месяцев до 3-х лет.
    • Запрет на посещение различных соревнований.
    • Приостановление деятельности. Используется в том случае, если лицо, которое ведет бизнес, нарушает основные правила осуществления действий по его поддержанию и развитию, например не оформляет соответствующие юридические документы. Максимальный срок такого наказания составляет 90 дней.
    • Административное выдворение за пределы государства. Оно происходит под контролем специальных органов. Применяется такая мера в том случае, если лицо, не имеющее гражданства или являющееся подданным другой страны, совершило такое злодеяние, которое приравнивается к действиям должностных лиц. Такое наказание не касается военнослужащих. Принимать такое решение может только суд.

    Как видите, административное правонарушение (понятие, виды и другие особенности мы рассмотрели ранее) не может остаться безнаказанным.

    Особенности административной ответственности

    Этот вопрос тоже является очень важным и необходимым для тех людей, которые не хотят попасть в неприятную историю. Так как виды административных правонарушений и административной ответственности вы уже знаете, нужно еще разобраться в их особенностях, которых достаточно много:

    1. Субъектом представленного проступка может быть только то лицо, которое осознавало свои действия на момент их совершения, то есть считается вменяемым.
    2. Основным документом, который дает право привлечь нарушителя к ответу, считается протокол. Он составляется немедленно на месте осуществления проступка.
    3. Если человек, который не придерживается общественных правил, еще не достиг 16 лет, он все равно отвечает за свои деяния так же, как и взрослый. При этом дело может рассматриваться как в присутствии его родителей, так и без них. Особенно если они были оповещены, но по уважительной причине не смогли посетить заседание.
    4. Согласно статье 3.3 части 2 “Виды административных правонарушений”, задержание или арест являются максимальной мерой наказания и могут применяться только в исключительных случаях.
    5. Все дела, связанные с таким видом проступков, рассматриваются по месту жительства лица.
    6. Извещение о том, что будет идти слушание по делу, передаются при помощи повестки или других средств связи.
    7. В статье 3.3 “Виды административных правонарушений” говорится, что все типы наказаний могут применяться как в форме основных, так и дополнительных мер.
    8. Постановление по делу не может быть вынесено позже, чем через 2 месяца после совершения злодеяния.
    9. Обжаловать принятое решение можно в течение 10 суток после его вынесения. Заявление следует подавать в районный суд.
    10. Если нарушителю назначен штраф, то он должен уплатить его в определенный срок. Естественно, это следует сделать добровольно. В противном случае, если он не будет уплачен в течение 70 дней, средства будут удержаны принудительно.
    11. Исполнение судебного постановления производится сразу же после того, как оно вступит в законную силу.
    12. Все виды административных правонарушений и административной ответственности не влекут за собой какой-либо судимости.

    Вот и все. Теперь вы знаете, что такое административное правонарушение, понятие, состав, виды взысканий и другие сведения по этой теме. Несмотря на то, что судимости такие проступки за собой не влекут, все-таки не стоит их совершать. Будьте законопослушными гражданами. Удачи!

    Административное правонарушение и административная ответственность

    Административные наказания являются наиболее частыми мерами пресечения, назначаемыми судебными инстанциями. Однако далеко не все граждане чётко различают понятия — административное правонарушение и административная ответственность, подвергая себя опасности. Наказание часто настигает тех, кто своевременно не был ознакомлен с законодательными документами.

    Что такое административное правонарушение

    Под данным понятием подразумевается неправомерное действие или бездействие юридического, или физического лица, за которые установлена ответственность согласно действующему законодательству или Кодексу об административных правонарушениях (КоАП).

    Основные признаки такого рода проступков приведены в таблице ниже.

    ПризнакОписание
    Опасность для обществаВыявляется степень посягания на нормальные общественные отношения, а также права и свободы других граждан. Как пример: административными нарушениями общественного порядка являются хулиганство, возникновение угрозы для здоровья и жизни других людей при нарушении правил ПДД и вождении транспорта в нетрезвом состоянии и т. д.
    ПротивоправностьОпределяется в том, что содеянный проступок является действием, которое запрещается действующими федеральными или региональными нормативно-правовыми документами. Как пример, таковыми являются: нарушение правил реализации продовольственных и непродовольственных товаров, пренебрежение правилами охоты и другие противозаконные деяния.
    ВиновностьНаступление правовой административной виновности состоит в том, что ответственность возникает, только если имеется прямая вина нарушителя, то есть умышленный или неумышленный проступок (бездействие).
    Отдельные правонарушения совершаются с умыслом, когда гражданин производит противоправное деяние (бездействие) с осознанием происходящего и дальнейших последствий. К таковым нарушениям относятся: неподчинение сотруднику правоохранительных органов, умышленное невыполнение прокурорских требований, умышленное создание помех дорожному движению и т. д.
    А некоторые нарушения порядка происходят по неосторожности, когда гражданин не предвидел возможности наступления негативных последствий, возникающих по причине своего действия или бездействия. Такими проступками являются: управление транспортным средством лицом, которое не имеет права на вождение, и надеется самостоятельно предотвратить ДТП, полагаясь на свой опыт и малый трафик.
    НаказуемостьОзначает, что привлечение к ответственности возможно только, если наказание предусмотрено федеральными законодательными документами либо кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

    Согласно действующему законодательству, данное понятие формируется при участии 4 основных элементов, которые подробно разобраны в таблице ниже.

    СоставляющаяОписание
    Объект правонарушенияОбщественные отношения в различных сферах, которые охраняются на законодательном уровне от противоправных действий, влияющих на нормальный ход правоотношений.
    Как пример, объектом правонарушения при нарушении ПДД является безопасность дорожного движения, а при порче имущества – непосредственно недвижимость или вещи и т. д.
    Субъект правонарушенияГражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста, который является полностью вменяемым. А также лица несовершеннолетнего возраста от 16 до 18 лет, которые согласно КоАП могут привлекаться к административной ответственности за нарушение ПДД, мелкое хулиганство и нарушение государственной границы РФ.
    Согласно действующему законодательству дела несовершеннолетних могут рассматриваться специальными комиссиями. Также в учет берется и два следующих нюанса:
    при вынесении приговора по отношению к таким лицам не применяется административный арест;
    недостижение восемнадцатилетия признается как смягчающее обстоятельство.
    Тогда как лица, достигшие 18 лет, несут полную ответственность по всей строгости закона.
    Объективная сторонаПеречень противоправных действий (бездействий), нарушающих действующее законодательство. Как пример, при нарушении безопасности дорожного движения могут происходить следующие деяния:
    превышение допустимой скорости передвижения на транспортном средстве;
    невыполнение требований дорожной разметки и знаков;
    нарушение правил перевозки грузов;
    использование запрещенных внешних световых приборов;
    непристегнутый ремень безопасности и т. д.
    Тогда как неправомерное бездействие при нарушении правил ПДД может устанавливаться, когда водитель не включает ближний свет фар при недостаточной видимости либо в темное время суток
    Субъективная сторонаЭто психологическое отношение правонарушителя к своим проступкам, которое может проявляться в двух формах: умышленные действия (при осознанном преступлении) или неосторожные (без понимания будущих последствий).

    Видеорегистрация нарушителей ПДД

    Какие виды административного правонарушения существуют?

    Действующими законодательными документами установлено несколько видов административных нарушений, зависимо от объекта. Разновидности такого рода правонарушений приведены в таблице ниже.

    Вид АПОписание
    ГражданскиеНарушение трудового законодательства и условий на рабочем месте, а также пренебрежение правилами гигиены и санитарно-эпидемиологических норм и т. д.
    ИмущественныеКражи в мелких размерах, нарушение прав госсобственности на земельный, лесной и водный фонды, и т. д.
    Экологические, культурные и историческиеЗагрязнение окружающей среды, нарушение пожарной безопасности в лесах, незаконная охота или вырубка деревьев и т. д.
    ПромышленныеНеправильное использование газа, повреждение электросетей, надругательство над памятниками культуры и истории, и т. д.
    Сельскохозяйственные, транспортные и сферы ЖКХНарушение безопасности авиаперевозок, повреждение телефонных автоматов, неправильное использование жилых помещений и т. д.
    Финансовые и торговыеНеправомерная реализация товаров и услуг, уклонение от подачи декларации о доходах в Налоговую службу и т. д.
    Сфера управленияНеподчинение сотрудникам правоохранительных органов, мелкое хулиганство, нарушение правил таможни, употребление спиртного в общественных местах и т. д.

    Что такое административная ответственность

    Под данным правовым понятием принимается применение административных взысканий. Она проявляется в применении госорганами и их должностными лицами мер воздействия к гражданам или организациям, которые в разной степени нарушают действующее законодательство.

    Назначение административной ответственности (АО) имеет характерные особенности, которые заключаются в следующем:

    • вердикт о назначении АО может быть выдан только законодательными и исполнительными органами власти, которые имеют на это компетенцию;
    • установить АО могут только на основании совершенного административного правонарушения, которое перечит действующему законодательству;
    • основное отличие такой ответственности от дисциплинарной в том, что вторая применяется, если наказание назначается начальником для своего сотрудника, тогда как административная может наступить только после назначения исполнительными органами власти;
    • нести ответственность придётся вне зависимости от того, возникли ли какие-либо последствия или нет. Назначение административного взыскания происходит по факту нарушения закона.

    Действующими законодательными документами определены разновидности административной ответственности, которые прописаны в таблице ниже.

    Вид АОКраткое описание
    ПредупреждениеРазновидность взыскания, которая заключается только в моральном осуждении нарушителя закона. Право на предупреждение чаще всего предоставляется для граждан, которые совершили незначительный проступок впервые. Взыскание производится в письменной форме, которая выдается правонарушителю
    Административный штрафЕдиноразовое денежное взыскание, насчитываемое в фиксированной сумме. Размер штрафа может рассчитываться на основании следующих факторов:
    в сумме МРОТ;
    в размере оценочной стоимости украденного, потерянного или поврежденного имущества;
    в фиксированной сумме.

    Терминал для оплаты административных взысканий

    Каждому гражданину, пребывающему на территории Российской Федерации, требуется знать КоАП. Понимание того, за какие правонарушения наступает административная ответственность, необходимо во избежание правонарушений и возникновения проблем с законом. Действующее законодательство строго определяет перечень действий, которые являются нарушениями и разновидности административной ответственности, которая за ними последует.

    Читайте также:  Закон о высшем профессиональном образовании: основные положения, права и обязанности
  • Ссылка на основную публикацию