Ответственность за нарушение рекламного законодательства

Ответственность за нарушение рекламного законодательства

Юридическая ответственность является одной их составляющих механизма правового регулирования общественных отношений. Ни одно правило, определенное законодателем в качестве нормы поведения, не может считаться жизнеспособным, если не установлена ответственность за отступление от него.

Под юридической ответственностью в сфере рекламы следует понимать установленную в особом процессуальном порядке обязанность субъекта, совершившего нарушение законодательства о рекламе, претерпевать лишения личного, имущественного или организационного характера.

Общие положения ответственности за нарушения законодательства о рекламе установлены ст. 38 Закона о рекламе.

Статья выделяет следующие виды юридической ответственности за нарушения законодательства о рекламе: гражданско-правовую, административную и иные меры ответственности.

Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Порядок и условия привлечения субъектов рекламной деятельности к гражданско-правовой ответственности определяются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Ответственность по гражданскому праву наступает за действие или бездействие, нарушающее требования закона или договора, и носит компенсационный характер. К нарушителю гражданских прав применяются предусмотренные законом или договором меры, имеющие для него отрицательные последствия имущественного характера, в интересах другого лица — возмещение вреда или убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), потери задатка и т.д.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе наступает как следствие реализации юрисдикционной формы защиты права. В этой связи, Закон о рекламе закрепляет право граждан и юридических лиц на обращение в суд за защитой в случае нарушения их прав ненадлежащей рекламой.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) (ч. 2 ст. 38 Закона о рекламе).

Судебной практикой выработаны следующие позиции касательно публичного опровержение недостоверной рекламы (контрреклама) как специфической мерой восстановительного характера. Во-первых, заявителю необходимо иметь доказательства противоправности недостоверной рекламы. Противоправность недостоверной рекламы может быть установлена судом или антимонопольным органом. Во-вторых, закрепление специального права о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламы) не освобождает лиц, права и интересы которых нарушены, от бремени доказывания наступления вредных последствий.

Закон устанавливает также право антимонопольного органа обратиться в суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы. Антимонопольный орган опосредует свое право потребовать опровержение недостоверной рекламы от лица государства при необходимости защитить неопределенный круг потребителей от вредоносного воздействия рекламы.

Закон отождествляет опровержение недостоверной рекламы с контррекламой, не раскрывая понятие контррекламы как таковой.

Под контррекламой понимается опровержение недостоверной рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий для частных и общественных интересов.

Правовым основанием контррекламы является решение суда о публичном опровержении недостоверной рекламы. Нарушитель обязан осуществить контррекламу в установленный судом срок. Суд принимает решение о форме, месте и сроках размещения такого опровержения. При этом нарушитель несет расходы на производство и распространение контррекламы в полном объеме.

Ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе устанавливает, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общим составом административного правонарушения в сфере рекламы является состав, предусмотренный ст. 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе».

Объектом данного правонарушения являются общие и специальные требования, установленные законодательством о рекламе.

Объективная сторона может быть выражена либо действием, либо бездействием.

Субъектом правонарушения могут быть как физические (в том числе должностные лица) и юридические лица: рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители.

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Помимо этой общей статьи предусмотрены и другие составы административных правонарушений: непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) (ч. 2.4. ст. 19.8 КоАП РФ); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ); нарушения требований к установке рекламной конструкции (ст.14.37 КоАП РФ); размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах (ст.14.38 КоАП РФ); нарушение сроков хранения рекламных материалов (ст. 19.31 КоАП РФ).

Характерным признаком административной ответственности является то, что за совершение административных правонарушений нарушителям рекламного законодательства назначается наказание в виде административного штрафа. Не смотря на то, что штрафные санкции достаточно высоки, субъекты рекламной деятельности сознательно нарушают законодательство о рекламе в целях сохранения рекламной привлекательности макетов, которые могут принести в дальнейшем прибыль, значительно больше, чем установленные Законом суммы штрафов.

Заслугой рекламного законодательства является четкое разделение юридической ответственности между участниками рекламных правоотношений – рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями в зависимости от роли каждого субъекта в процессах производства, размещения и распространения рекламы.

Рекламодатель является источником рекламной информации. Исходя из данного обстоятельства законодательство устанавливает презумпцию его вины по отношению к другим субъектам рекламной деятельности (рекламопроизводителю и рекламораспространителю) за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые касаются содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.

Рекламопроизводитель осуществляет приведение рекламы в готовую для распространения форму, поэтому несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Рекламораспространитель совершает действия по распространению рекламы и, соответственно, несет ответственность за нарушения требований, установленных к порядку распространения рекламы (времени, месту, способу и средствам размещения рекламы).

В ряде случаев закон обращает требование следовать установлениям закона к содержанию рекламы, так же и к обязанности рекламораспространителей. Вместе с тем есть целый ряд нарушений, совершение которых в силу частей 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе влечет одновременно ответственность и рекламодателя и рекламораспространителя.

В равной степени рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за рекламирование товаров, запрещенных к производству и реализации либо не прошедших процедуру обязательной сертификации или иного обязательного подтверждения соответствия, а также не получивших соответствующих разрешений, лицензий и регистраций. Рекламораспространитель наравне с рекламодателем будет подвергнут наказанию за отсутствие в содержании рекламы сведений, указание которых обязательно в силу закона, таких как предваряющих рекламу пометок, различного рода предупреждений и сообщений в рекламе отдельных видов товаров и услуг. Сходство рекламы с дорожными знаками или иная угроза безопасности движения транспорта, нарушение сроков хранения рекламных материалов влечет ответственность и рекламодателя, и рекламораспространителя.

В связи с этим можно констатировать, что закон ужесточает ответственность рекламораспространителя, уравнивая ее с ответственностью рекламодателя за нарушение формальных требований к рекламе.

По поводу ответственности рекламораспространителя следует отметить, что на практике имеются случаи привлечения рекламораспространителя к ответственности за нарушения законодательства о рекламе, состав которых не предусмотрен пунктом 7 статьи 38 Закона о рекламе.

Иллюстрацией наказания рекламораспространителя за распространение рекламы, содержание которой не соответствует закону, может служить следующий пример из правоприменительной практики.

Из решения от 11 февраля 2010 года Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-4530/2009-С6-22 следует, что на краевом радио транслировалась реклама биологически активной добавки «Биоматик», которую можно было заказать по телефону. Данная реклама создавала впечатление у потребителей о том, что БАД «Биоматик» является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами. Кроме того, в рекламе было недостоверно указано назначение препарата.

Специалисты антимонопольного органа неоднократно консультировали Телерадиокомпанию по поводу распространения рекламы БАДа «Биоматик», убеждая в том, что данная реклама не соответствует требованиям Федерального закона «О рекламе», указывая на поступающие жалобы в адрес антимонопольного органа и сотни жалоб со всей России, размещенные на официальном сайте справочно-информационной службы «Фармконтроль», информирующей население о забракованных и фальсифицированных лекарственных средствах по базам данных Роспотребнадзора.

Однако Телерадиокомпания не предприняла никаких мер по устранению нарушений Федерального закона «О рекламе». Антимонопольный орган направил в адрес Телерадиокомпании официальное обращение о недопустимости распространения рекламы дистанционных методов продажи БАД, а также недостоверной рекламы БАД. Но обращение государственного органа было проигнорировано руководством Телерадиокомпании.

Суд посчитал, что указанный факт свидетельствует о целенаправленной рекламной акции, направленной на формирование и поддержание интереса к БАДу «Биоматик» и способствующей реализации данной продукции, и в данной конкретной ситуации прекратить распространение ненадлежащей рекламы был способен рекламораспространитель. В этой связи суд заключил, что ссылки Телерадиокомпании на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения не состоятельны.

Приведенное судебное решение наглядно показывает, что составы правонарушений, которые могут вменяться рекламораспространителю, не исчерпываются их перечнем в пункте 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе».

Иные меры ответственности.

Часть 5 статьи 38 Закона о рекламе предусматривает, что федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.

В законодательстве Российской Федерации в отношении нарушений законодательства о рекламе действует административная и гражданская ответственность.

Ранее статьей 182 Уголовного кодекса Российской Федерации была установлена уголовная ответственность за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб. Однако Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ указанная статья признана утратившей силу и уголовная ответственность за заведомо ложную рекламу исключена.

Включение в Федеральный закон «О рекламе» данной нормы подразумевает возможность введения уголовной ответственности за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации. Тем самым законодатель подчеркнул значимость социальной ответственности, которую осознанно должны нести субъекты рекламной деятельности за последствия своих действий.

Подводя итоги по данному разделу работы следует отметить:

  • – Законом о рекламе предусмотрены гражданская, административная и иные меры ответственности. Законодатель оставил перечень видов ответственности открытым для возможности введения в будущем уголовной ответственности;
  • – Специфической восстановительной мерой в сфере рекламы является публичное опровержение недостоверной рекламы (контрреклама);
  • – Заслугой настоящего рекламного законодательства является четкое разделение юридической ответственности между рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями;
  • – Анализ юридической ответственности показал, что закон ужесточает ответственность рекламораспространителя, уравнивая ее с ответственностью рекламодателя за нарушение формальных требований к рекламе. Более того составы правонарушений, которые могут вменяться рекламораспространителю, не исчерпываются их перечнем в пункте 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе».

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

1. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

2. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

3. В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

4. Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.

8. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

9. Суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) в федеральный бюджет – 40 процентов;

2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, – 60 процентов.

10. Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Судебная практика и законодательство — 38-ФЗ О рекламе. Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 5, 28, 38 Закона о рекламе, статьи 4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ “О потребительском кредите (займе)”, статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ “О ломбардах”, с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из доказанности нарушений требований законодательства о рекламе, пришел к выводу о законности решения антимонопольного органа в оспариваемой части.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 15, 38 Закона о рекламе, с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из доказанности нарушения обществом требований законодательства о рекламе, пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания положениям действующего законодательства, с чем согласился суд округа.

части 4 статьи 38, устанавливающей, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

части 7 статьи 38, согласно которой рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных отдельными статьями данного Федерального закона.

Исходя из установленных в ходе проверки обстоятельств, приняв во внимание, что общество, имеющее право осуществлять услуги такси, является собственником абонентского номера 222-222, руководствуясь положениями статей 3, 18, 38 Закона о рекламе, антимонопольный орган признал общество распространителем рекламных SMS-сообщений и пришел к выводу о нарушении им положений части 1 статьи 18 Закона о рекламе, выразившемся в распространении SMS-сообщений, содержащих рекламу услуг, без получения предварительного согласия абонентов.

Согласно пункту 3 статьи 38 Закона о рекламе, решение о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) принимается арбитражным судом при наличии установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и обращения антимонопольного органа с иском к рекламодателю. При этом параметры опровержения объекта рекламирования (форма, место, сроки размещения) являются компетенцией суда и определяются с учетом обстоятельств дела.

Проанализировав условия договора, исходя из установленных в ходе проверки обстоятельств, руководствуясь положениями статей 3, 18, 38 Закона о рекламе, антимонопольный орган признал общество распространителем указанного SMS-сообщения и пришел к выводу о нарушении им положений части 1 статьи 18 Закона о рекламе, выразившемся в распространении SMS-сообщений, содержащих рекламу услуг, без получения предварительного согласия абонента.

Читайте также:  Закон о выплатах военнослужащим: основные положения, права и обязанности

Проанализировав условия договора, исходя из установленных в ходе проверки обстоятельств, руководствуясь положениями статей 3, 18, 38 Закона о рекламе, антимонопольный орган признал общество распространителем указанного SMS-сообщения и пришел к выводу о нарушении им положений части 1 статьи 18 Закона о рекламе, выразившемся в распространении SMS-сообщений, содержащих рекламу услуг, без получения предварительного согласия абонента. По факту выявленного нарушения в отношении общества составлен протокол от 05.12.2014 об административном правонарушении (в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя общества путем направления телеграммы) и 22.12.2014 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Согласно части 3 статьи 38 Закона о рекламе в случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания названный орган вправе обратиться в суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя.

Кроме того, в части 3 статьи 38 Федерального закона “О рекламе” закрепляется более конкретное полномочие антимонопольного органа, вытекающее из общих полномочий антимонопольного органа, указанных в статье 33 данного Закона, – в случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя.

Субъекты ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе установлены в статье 38 Федерального закона “О рекламе”. При этом к административной ответственности, согласно нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлекается лицо, виновное в совершении правонарушения.

Статьей 38 Федерального закона “О рекламе” субъект ответственности за нарушение части 3 статьи 19 Федерального закона “О рекламе” прямо не установлен. В то же время Верховный Суд Российской Федерации в определении от 14 января 2009 года N 5-Г08-105 по заявлению о признании недействующей статьи 8.6 Закона Москвы от 21.11.2007 N 45 “Кодекс города Москвы об административных правонарушениях” указывает, что части 6 – 8 статьи 38 Федерального закона “О рекламе” лишь разграничивают ответственность рекламодателя, рекламораспространителя и рекламопроизводителя за нарушение некоторых требований Федерального закона “О рекламе”, но не устанавливают исчерпывающий перечень тех нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, которые могут повлечь за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 6 статьи 38 Федерального закона “О рекламе” дополнена нормами, возлагающими ответственность на рекламодателя за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 19 (распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения), частями 2 и 6 статьи 20 (использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций и распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств соответственно).

Вместе с тем, данная норма является отсылочной к общим положениям законодательства Российской Федерации, за нарушение данной нормы в статье 38 Федерального закона “О рекламе” не предусмотрен субъект ответственности, соответственно возбуждение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона “О рекламе” не предполагается.

3. Также Законом N 200-ФЗ дополнена статья 38 Федерального закона “О рекламе”, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, на рекламодателя возложена ответственность за нарушение статьи 30.1 Федерального закона “О рекламе”, закрепляющей требования к рекламе деятельности медиаторов по обеспечению процедуры медиации.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Ответственность за нарушение рекламного законодательства несут не только рекламодатели и рекламопроизводители, но и рекламорасространители (т.е. в данном случае СМИ и их руководители).

В соответствии с частью 7 ст. 38 Закона о СМИ рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 4 п. 3, частями 9 и 10 ст. 5, статьями 7-9, 12, 14-18, частями 2-6 ст. 20, частями 2-4 ст. 21, частями 2-4 ст. 22, частями 2-4 ст. 23, частями 7,8 и 11 ст. 24, частями 1, 4, 7, 8 и 11 ст. 28, частями 1, 3, 4, 6 ст. 29 указанного Закона.

Таким образом, руководитель СМИ под страхом наказания обязан следить, чтобы:

ü реклама не имела сходства с дорожными знаками или иным образом не угрожала безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

ü не допускалось использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами;

ü не допускалась реклама: товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации; наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий; органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи; товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации; товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия; товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений;

ü в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи были указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фио, основной госуд регистр номер записи о госуд регистр физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

ü в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее – стимулирующее мероприятие), были указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения;

ü рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы, которые хранились в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное;

ü выполнялись требования Заокна о рекламе относительно отдельных способов распространения рекламы (см. раздел 4.3 главы 2);

ü реклама алкогольной продукции размещалась: на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции; в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании; на всех видах транспортных средств общего пользования; с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их; в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений; в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 метров от таких сооружений

НУ Е-МОЕ, ЧИТАЙ БЛЯТЬ В НАЧАЛЕ ЧТО БЫЛО МОЖНО, ВОТ ЕСЛИ ЭТО НАРУШИЛИ, ЗНАЧИТ НАРУШИЛИ И ОТВЕТСВЕННОСТЬ НЕСУТ!

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от 40 до 200 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от 400 до 5000 минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.3 КоАП РФ).

Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Также пострадавшее лицо вправе предъявить к СМИ гражданский иск о компенсации ущерба иили морального вреда.

Указ Президента «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» è

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ответственность за нарушение рекламного законодательства

В. Семеусов, доктор юридических наук, профессор (г. Иркутск).

Развитие рынка рекламных услуг повлекло необходимость правового регулирования данной деятельности. Речь идет, прежде всего, о защите прав и интересов потребителей. Недобросовестная, неэтичная реклама может принести много вреда. Так, посмотрев очередной рекламный ролик о новом чудодейственном медицинском препарате, больной в надежде излечиться не только опустошает кошелек, но и нередко подвергает свою жизнь опасности.

Невероятно, но факт: рынок рекламных услуг в России функционировал какое-то время в юридическом вакууме, поскольку правовых установлений на сей счет не было.

После принятия Федерального закона от 18 июля 1995 г. “О рекламе” рекламная деятельность признана предпринимательской. Правоотношения, связанные с ней, регулируются теперь специальным законодательством, которое следует считать частью хозяйственного, а нарушения его – хозяйственными правонарушениями.

Закон вводит понятие ненадлежащей рекламы, дается ее классификация. К таковой относится недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации. За нарушение законодательства о рекламе установлена гражданско – правовая, административная и уголовная ответственность. Начнем с последней. В ст. 31 Федерального закона от 18 июля 1995 г. записано: “Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации”. Увы, до сих пор в УК РФ нет данного состава преступления. Стало быть, до сего времени не введена уголовная ответственность за ненадлежащую рекламу при определенных обстоятельствах.

Закон запрещает лживую рекламу под страхом уголовной ответственности. Но какое-то время соответствующей уголовно – правовой нормы не было. Теперь в ст. 182 УК фабула преступления, именуемого “заведомо ложной рекламой”, изложена так: использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

Уголовное наказание за заведомо ложную рекламу наступает, если это деяние причинило по Закону от 18 июля 1995 г. “существенный”, а по версии ст. 182 УК – “значительный” ущерб. Как это понимать? В законодательстве ответа нет.

Диспозиция ст. 182 УК такова, что неясен также и вопрос о конкретных субъектах уголовной ответственности. Ведь в рекламном деле участвуют рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель. Это, как правило, юридические лица. Но в российском уголовном праве действует принцип – юридическое лицо не может быть субъектом уголовной ответственности, ему нет места на скамье подсудимых.

Видимо, речь идет об уголовной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства. Надо полагать, ответственность, предусмотренную главой 5 Закона от 18 июля 1995 г., несут субъекты данной деятельности в той части, которая к ним относится. Так, рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы; рекламопроизводитель – за нарушения при оформлении, производстве, подготовке рекламы; рекламораспространитель – за нарушения, касающиеся времени, места и средств размещения рекламы.

В соответствии с Законом заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность. Выходит, что интересы юридических лиц, которым ложная реклама может причинить существенный ущерб, в уголовном порядке не охраняются. С этим вряд ли можно согласиться, ибо потребителями рекламы признаются как граждане, так и юридические лица. Заведомо ложная реклама предполагает умышленное введение в заблуждение любых потребителей.

За нарушение законодательства о рекламе антимонопольный орган вправе налагать штраф в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда. Сумма, конечно, внушительная. Но на поверку получается блеф. Ведь штраф в таком размере может быть взыскан лишь в двух случаях: за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе и за неисполнение решений о контррекламе. Если предписание выполнено, то Закон не дает основания налагать штраф в указанном размере.

Процедура взыскания административного штрафа за ненадлежащую рекламу такова. Он должен быть уплачен добровольно в течение 30 дней с момента вынесения соответствующего постановления. Как быть, если виновник уклоняется от уплаты? Логично предположить, что тогда штраф взыскивается в бесспорном порядке. Но нет. В таком случае надо обратиться в суд (ст. 31 Закона “О рекламе”). Суд обязан проверить факт нарушения и правомерность наложения штрафа. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны экономические споры о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания. Таким образом, антимонопольный орган возбуждает судебное дело, и суд принимает решение о наказании за ненадлежащую рекламу.

На практике нередко возникает необходимость осуществления так называемой “контррекламы”.

В соответствии со ст. 29 Закона от 18 июля 1995 г. контрреклама призвана быть эффективным средством воздействия на нарушителей рекламного законодательства, и суть ее – это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Правовым основанием для применения контррекламы является установление факта нарушения законодательства о рекламе и вынесение в связи с этим антимонопольным органом соответствующего решения.

Следовательно, нарушитель рекламного законодательства обязан в срок, установленный антимонопольным органом, осуществить контррекламу. Он несет связанные с этим расходы в полном объеме (а это могут быть крупные суммы). Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его устранении.

В отдельных случаях по решению федерального антимонопольного органа (его территориального органа) допускается замена средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы. Если решение антимонопольного органа о контррекламе не выполняется, то ставится вопрос о добровольной, а затем и принудительной уплате штрафа в судебном порядке в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Как можно уяснить, антимонопольный орган вправе в подобных случаях поступить и иначе, поскольку в соответствии со ст. 31 Закона от 18 июля 1995 г. при отказе от контррекламы или невыполнении предписания об осуществлении контррекламы в определенный срок наступает административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Итак, в указанных случаях применяется административная ответственность в виде предупреждения или штрафа. Но может быть применена другая санкция. Если контрреклама не осуществлена нарушителем в установленный срок, федеральный антимонопольный орган (его территориальный орган), принявший решение о проведении контррекламы, вправе полностью или частично приостановить рекламу нарушителя до дня завершения распространяемой им контррекламы.

Читайте также:  Ответственность за нарушение архивного законодательства

Орган, принявший решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя, обязан незамедлительно поставить об этом в известность все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.

Физические и юридические лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд, арбитражный суд с исками: о возмещении убытков, включая упущенную выгоду; о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу; о компенсации морального вреда, если опорочены честь, достоинство или деловая репутация; о публичном опровержении ненадлежащей рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

Сотрудники федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на них функций по контролю за соблюдением законодательства о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

За непредоставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа установлен штраф в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

(Фокова Е.) («Юрист», N 9, 2002)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

Фокова Е., кафедра рекламы факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.

В Федеральном законе «О рекламе» от 18.07.1995, в ред. от 18.06.2001 а также в других федеральных законодательных актах, имеющих отношение к регулированию рекламной деятельности, содержатся нормы ответственности за нарушения в рекламной сфере. Существует гражданско-правовая ответственность, административная и уголовная. Ответственность также дифференцируется по субъектам рекламной деятельности (рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель). Так, гражданско-правовая ответственность — это установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданская ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные последствия имущественного характера — возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа), возмещение вреда . ——————————— Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А. Я., Крутских В. Е. М., 2000. С. 130.

Административная ответственность — ответственность физических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности . ——————————— Там же. С. 16.

Уголовная ответственность — правовое последствие совершенного преступления — государственное принуждение в форме наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство. При наличии достаточных доказательств вины следует привлечение к уголовной ответственности. Совершивший преступление несет уголовную ответственность. В главе 5 ФЗ «О рекламе» содержатся нормы контррекламы и ответственности за ненадлежащую рекламу. Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя (ст. 30 ФЗ «О рекламе»). Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы . ——————————— Правовое регулирование рекламной деятельности. Комментарии и законодательство. М.: Спарк, 2001. С. 55 — 56.

Как мы говорили ранее, контролируется соблюдение законодательства РФ о рекламе федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами. Они вправе применять различные средства административного воздействия на нарушителей рекламного законодательства. Это выдача предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, принятие решения об осуществлении контррекламы, привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за ненадлежащую рекламу. Контрреклама (ст. 29 ФЗ «О рекламе») осуществляется нарушителем законодательства РФ о рекламе. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) выносит решение об осуществлении контррекламы, назначает срок ее исполнения. Нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме. Если контрреклама не осуществляется в срок, установленный МАПом, тот вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня завершения им контррекламы. Контрреклама должна появиться посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Ее содержание согласовывается с федеральным антимонопольным органом, который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его исправлении. Иногда федеральный антимонопольный орган может допустить замену средства распространения, характеристики продолжительности, пространства, места и порядка. Так эффективно было применение контррекламы в отношении рекламы магазина «Арбат-Престиж». Контрреклама заключалась в том, что вместо рекламных щитов с группой «На-На» со спущенными штанами и грубым слоганом, появились другие: певцы висели одетые, а надпись гласила: «Извините». При осуществлении контррекламы все расходы несет нарушитель. Расходы должны получаться огромными, т. к. контрреклама должна быть опубликована в тех же средствах массовой информации, в том же объеме, в то же время и на той же рекламной площади, на которой была размещена недобросовестная реклама. В п. 1 ст. 31 ФЗ «О рекламе» говорится, что юридические лица или граждане за нарушение законодательства РФ о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ. Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. В этой связи в прежнем КоАП РСФСР, действовавшем до 1 июля 2002 г., административная ответственность наступала тогда, когда был установлен факт ненадлежащей рекламы или произошел отказ от контррекламы, не были предоставлены в установленный срок сведения по требованию антимонопольного органа (п. 2 ст. 31). Административная ответственность в этих случаях могла быть в виде предупреждения или штрафа в размере 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. Если ненадлежащая реклама появилась после наложения административного взыскания в течение года, то наступает уголовная ответственность. Также уголовная ответственность наступает в результате заведомо ложной рекламы, совершенной с целью получить прибыль (доход) и причинившей существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан. МАП налагает штраф на нарушителей за неисполнение в срок предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе и решения об осуществлении контррекламы в размере 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. Причем взыскание штрафа производится в судебном порядке, если он не уплачен добровольно. Однако уплата штрафа не освобождает нарушителей от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррекламы. Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения МАПа в соответствии с законодательством РФ. Не приостанавливаются исполнение предписания или решения МАПа, если суд или арбитражный суд не вынесли определение о приостановлении исполнения этих актов. В актах органов саморегулирования в области рекламы прописаны правила поведения на рекламном рынке. За невыполнение норм морали, нравственности и этики нарушитель несет ответственность — органы саморегулирования выносят рекомендации, а затем, если к ним не прислушиваются, вправе применить такое наказание, как публичная огласка. Это наказание иногда для рекламодателей является большим наказанием, чем наказания МАПа. До принятия Российского рекламного кодекса саморегулирование опиралось на Международный кодекс рекламной практики (МТП). В новом Российском рекламном кодексе отражены положения из МТП, адаптированные на российский рекламный рынок. Так, в п. 1 ст. 14 («Ответственность») сказано: «Ответственность за соблюдение правил, изложенных в настоящем Кодексе, несут рекламодатель, рекламное агентство или компания, занимающаяся рекламной деятельностью (рекламопроизводитель) в части содержания информации для создания рекламы, ее оформления, производства и подготовки, а также рекламораспространитель в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы». Также в п. 2 ст. 14 говорится: «Участники рекламного процесса (включая руководителей и сотрудников компании, фирм и организаций, участвующих в производстве и распространении рекламы) должны руководствоваться общими интересами и доброй волей в стремлении соблюдать Кодекс». В п. 6 ст. 14 указано, что «каждый рекламодатель, рекламное агентство и рекламораспространитель берут на себя обязательство не принимать участие в публикации рекламы, которая была признана неприемлемой РСР или уполномоченными им органами саморегулирования». В ст. 15 РРК «Исполнение» обозначено, что «контроль за исполнением настоящего Кодекса осуществляется Рекламным советом России и уполномоченными им органами саморегулирования». Установив факт появления некорректной или недобросовестной рекламы, структуры саморегулирования могут, не прибегая к законодательной Думе, призвать к ответственности коллег-нарушителей. Средства воздействия — это публичная критика, коллективный бойкот, штрафы и т. д. Обратимся к важнейшим нормативно-правовым актам, в которых предусмотрена также ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Так, в прежнем Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (редакция от 20 марта 2001 N 26-ФЗ) ст. 157.1, ст. 157.2, ст. 224.4 предусматривалась административная ответственность за непредставление сведений МАПу и неисполнение его предписаний, за что взимался определенный законом штраф. Следует учесть, что и новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый Государственной Думой 20 декабря 2001 г., одобренный Советом Федерации 26 декабря 2001 г., подписанный Президентом РФ В. Путиным 30 декабря 2001 г. за N 196-ФЗ и вступивший в законную силу с 1 июля 2002 г., также предусмотрел административную ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Так, в ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда . ——————————— Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2002. С. 97.

Думается, что практика применения нового Кодекса РФ об административных правонарушениях внесет свои коррективы административной ответственности за нарушение рекламной деятельности не только применительно к институту рекламы вообще, но и в частности — за нарушения законодательства о рекламе применительно к телевидению, радио и иным органам СМИ, т. к. механизм их рекламной деятельности по объектам различен. В ст. 182 Уголовного кодекса РФ (редакция 20 марта 2001 года N 26-ФЗ) установлена уголовная ответственность за заведомо ложную рекламу. «Использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей, совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет». В ст. 60 Закона РФ «О средствах массовой информации» предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная или иная ответственность в соответствии с законодательством РФ, если нарушаются правила распространения обязательных сообщений и рекламы. В ст. 44 ФЗ «О лекарственных средствах» (редакция от 2 января 2000 года N 5-ФЗ) указывается, что если происходит нарушение этого Закона, федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения может запретить дальнейшую рекламу лекарственного средства или предупредить рекламодателя о необходимости изменения подхода к рекламе данного лекарственного средства. В Российском рекламном кодексе (ст. 14 «Ответственность») установлено, что «ответственность за соблюдение правил, изложенных в настоящем Кодексе, несут рекламодатель, рекламное агентство или компания, занимающаяся рекламной деятельностью (рекламопроизводитель), в части содержания информации для создания рекламы, ее оформления, производства и подготовки, а также рекламораспространитель в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы». Участники рекламного процесса «должны руководствоваться общими интересами и доброй волей в стремлении соблюдать Кодекс». Если возникают конфликтные ситуации относительно применения Кодекса, то их рассматривают РСР или уполномоченные им органы саморегулирования. В качестве санкций за нарушение Кодекса применяются предупреждения и публичные осуждения. Если впервые нарушен Кодекс, то выносится предупреждение. Если нарушение совершено вторично, то РСР публично обращается к нарушителю с предложением прекратить рекламу, нарушающую Кодекс. Возможно также публичное обращение РСР к рекламораспространителям с предложением прекратить распространение содержащей нарушения Кодекса рекламы и публичное осуждение РСР субъекта рекламного рынка в случае неоднократных нарушений одного и того же положения Кодекса. Думается, что было бы правильно определить, что виды ответственности за нарушение рекламной деятельности физических и юридических лиц вытекают из основополагающих нормативных актов и документов, которые системно выглядят следующим образом: 1. Федеральные законодательные акты. 2. Акты государственных органов исполнительной власти. 3. Разъяснения государственных органов исполнительной власти. 4. Акты органов местного самоуправления. 5. Акты органов самоуправления в области рекламы. 6. Акты антимонопольного органа. 7. Акты судебной и судебно-арбитражной практики. 8. Международные руководящие принципы, рекомендации, конвенции, договоры, соглашения . ——————————— См.: Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе. М., 2001. Вып. 2.

Анализируя действующее законодательство, автор приходит к выводу о том, что с целью более четкой квалификации ответственности конкретных физических и юридических лиц за нарушение рекламной деятельности по объектам предлагается в новом Законе о рекламе выделить самостоятельную главу, где формы ответственности будут систематизированы. Поскольку в рекламе могут быть использованы объекты авторского права, интеллектуальной собственности и иных смежных институтов права, то предполагается, что новый Закон о рекламе учтет и эти исключительные права и предусмотрит ответственность за их нарушение. Кроме того, следует отметить, что ответственность за нарушение рекламной деятельности по российскому законодательству носит не изолированный характер, а опирается и на нормы международного права. Так, ст. 32 Федерального закона «О рекламе» посвящена вопросам регулирования рекламных правоотношений международными договорами, что соответственно вписывается в п. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что нормы международного права и договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, международные договоры, подписанные с участием России, имеют преимущество над внутренним законодательством и в области ответственности за нарушение рекламной деятельности. Следует отметить, что специфика международных договоров не всегда адекватно воспринимается российскими органами, призванными осуществлять защиту прав физических и юридических лиц, связанных с нарушением рекламной деятельности и соответствующей юридической ответственности по нормам международного права или на основе и в соответствии с международными договорами. Поэтому вызывают удивление примеры судебной практики, а порой и мнение отдельных ученых о том, что в настоящее время отсутствует международный договор в области рекламы с участием Российской Федерации . ——————————— См.: Ю. Вольдман. Комментарий Закона РФ «О рекламе». М., 1998. С. 102.

Читайте также:  Ответственность за нарушение пенсионного законодательства

Безусловно, международные договоры Российской Федерации применяются к гражданско-правовым отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Резюмируя изложенное, следует прийти к выводу о том, что даже международные нормы права и международные договоры в области рекламных отношений позволяют восполнить пробелы российского законодательства, связанные с регулированием ответственности за нарушения в области рекламной деятельности.

Ответственность за ненадлежащую рекламу

Ненадлежащая реклама в настоящее время стала таким социально-экономическим явлением, которое необходимо, с одной стороны, признать как характерную черту современной рыночной действительности и, с другой стороны, определить ответственность за ее использование, основываясь на стремлении упорядочить и дополнить в этом направлении некоторые положения законодательства о рекламе. Как на российском, так и на международном рынке товаров и услуг сегодня очевидна всевозрастающая конкуренция. В этой связи товаропроизводители ищут новые методы демонстрации своих преимуществ перед конкурентами, зачастую прибегая при этом к искажению фактов, умалчиванию значимых характеристик товаров, использованию неэтичных элементов в рекламных кампаниях либо других методов, нарушающих законодательство. Реклама, которая не соответствует требованиям, установленным законом, квалифицируется как ненадлежащая. В соответствии с доктриной законодательства о рекламе только добросовестное поведение в рамках рекламной деятельности не причинит вред ни конкурентам рекламодателя, ни потребителям рекламной информации. Лишь достоверная информация о товарах позволяет потребителю сделать осознанный свободный правильный выбор, поэтому ненадлежащая реклама не допускается. Следовательно, главная задача рекламного законодательства заключается в обеспечении принципов защиты потребителей от ненадлежащей рекламы. Основанием для такой постановки вопроса также является ряд нравственных и экономических причин, направляющих внимание и усилия юристов и правоведов в сторону принятия мер, связанных с регламентацией и упорядочением ситуации.

Занимаясь изучением социально-экономических и правоведческих вопросов, любой исследователь понимает, что все друг с другом связано. Связи эти самые различные: одни – очевидные и прочные, а другие – отдаленные и трудноуловимые. Взаимосвязь общества и рынка – одна из важнейших проблем современного развития, ведь в системе распределения, обмена, товарно-денежных отношений рынок предстает не только как экономическая, но и социальная категория. А в обществе, по словам современного исследователя перспектив рыночной действительности Александра Вебера, “…сталкиваются разные интересы, следовательно – по-разному оценивается и то, что в нем и с ним происходит”. За последние десятилетия по отношению к рекламе вообще накопилось много негативного. Это неприятие тем более заметно усиливается, когда потребители сталкиваются с ненадлежащей рекламой. Отрицательным является и отношение к данному виду рекламы тех, кто законопослушно занимается предпринимательской деятельностью, кто прямо или косвенно связан с современными реалиями рыночной действительности. Это явление демонстрирует очень тесную взаимосвязь проблем социального и экономического характера. Очевидно, что сложившаяся ситуация требует строгой регламентации. Вмешательство юридической науки здесь необходимо. Признание рекламы ненадлежащей и определение ответственности за нарушение законодательства о рекламе в настоящее время представлено лишь в виде отдельных статей, а также комментариев к действующему законодательству, что носит фрагментарный характер.

В ФЗ “О рекламе” ст. 38 устанавливает, что нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 393 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами рекламной деятельности взятого на себя обязательства они обязаны возместить контрагенту убытки, причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением.

Возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками гражданское законодательство понимает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Одним из оснований компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя, является вред, причиненный распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 152 ГК РФ). При этом ст. 151 ГК РФ подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 N 734-О-П. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 декабря 1994 г. N 10 (с послед. изм.) разъясняет, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права.

Одним из оснований гражданско-правовой ответственности является нарушение авторского права, относящегося к соотношению интеллектуальной собственности и рекламы: авторство на рекламу, использование в рекламе чужого произведения, интересы третьих лиц при распространении рекламы, содержащей объект интеллектуальной собственности. Последний аспект представляется особо интересным, поскольку, замыкаясь только на выяснении отношений между авторами произведений и рекламодателями, игнорируют спорные ситуации с потребителями рекламы и лицами, использованными в содержании рекламы (имя лица, его облик, голос).

Независимо от согласия правообладателя на произведение, в ФЗ “О рекламе” закреплены запреты на использование в рекламе определенных образов людей. Можно выделить запреты использовать образы: а) несовершеннолетних, б) работников определенных профессий, в) любых граждан, г) непристойные и оскорбительные образы. Появляется вопрос о толковании понятия “образ человека”. Очевидно, что образ человека складывается не только из визуальной, но и звуковой информации.

Интересна позиция Европейского суда по правам человека относительно оценки информации о профессиональной деятельности с использованием изображения человека. Так, врач-офтальмолог в Германии опубликовал статью в газете о своих методах проведения операций с использованием лазера 400 пациентов со стопроцентными показателями успеха лечения, которая сопровождалась его фотографией во врачебном кабинете. Дисциплинарный суд расценил статью и фотографию как имеющие характерные признаки рекламы и не ограничивающиеся простой передачей информации и наложил штраф за нарушение запрета на рекламирование деятельности практикующих врачей. Между тем Европейский суд по правам человека посчитал, что представленная в газете информация является не рекламой, а иным способом свободного выражения мнения.

Выражение в Постановлении ЕСПЧ “статья не служила цели рекламирования личности заявителя и его практики, и этот эффект имел вторичный характер”, конечно, вызывает сомнения. В целом представляется более удачной норма российского законодательства о возможности рекламы медицинских услуг с использованием образа медицинского работника с определенными ограничениями.

Как уже было отмечено выше, в соответствии со ст. 393 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами рекламной деятельности взятого на себя обязательства они обязаны возместить контрагенту убытки, причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением.

Так, гражданин, чье изображение неправомерно использовано в рекламе, вправе требовать в судебном порядке запретить использовать его изображение, изъять кадры с изображением из рекламного ролика и тираж рекламных листовок, плакатов, требовать защиты чести и достоинства при искажении изображения или включении образа в непристойную, компрометирующую ситуацию, компенсации морального вреда и т.п.

Например, в рекламе пива “ПИТ” использовался образ К.Э. Циолковского, употребляющего пиво за рабочим столом. По ФЗ “О рекламе” 1995 г. до изменений от 20 августа 2004 г. запрет на использование в рекламе пива образов людей отсутствовал. Однако эта реклама была расценена его родственниками как ненадлежащая по другому основанию – как порочащая память и умаляющая образ ученого. ФАС России направила предупредительное письмо рекламодателю о дальнейшем нераспространении данной рекламы.

В первую очередь нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения ФАС (его территориального органа) образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный п. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ.

В качестве яркого примера нарушения законодательства можно привести рекламный ролик энергетического напитка “Adrenalin Rush”, который производится компанией “Пепси Ко Холдингс”. В рекламе говорится, что “Вася Иванов обладает безграничной природной энергией. Сейчас ему только 15, а он уже защитил докторскую диссертацию, выиграл чемпионат мира по шахматам, говорит на 15 языках. Да бог с ним, с Васей! Для реальных людей есть энергия “Adrenalin Rush”. Пей энергию, достигни большего!”

По мнению председателей правления Международной конференции обществ потребителей, здесь налицо сразу несколько нарушений законодательства о рекламе. В этом ролике, который явно рассчитан на несовершеннолетних, подросткам внушается, что употребление энергетического напитка дает преимущество над теми сверстниками, которые его не пьют, в достижении успехов. В данном случае потребителя вводят в заблуждение. Это подтверждает даже фраза, построенная следующим образом: “…достичь большего можно, не прилагая никаких усилий, а лишь употребляя “Adrenalin Rush”. К тому же этот напиток не рекомендуется пить людям в возрасте до 18 лет, и это указано на упаковке. Но телереклама при этом ориентирована прежде всего на подростковую аудиторию.

Дела об административных правонарушениях в рамках законодательства о рекламе рассматриваются уполномоченными должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальными органами.

Субъектами административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе являются как физические, так и юридические лица, обладающие административной деликтоспособностью.

В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 10 ст. 38 ФЗ “О рекламе”). В данной статье установлена ответственность за ряд нарушений законодательства о рекламе.

Привлечение к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства заключается в применении административных наказаний, которые носят, как правило, материальный характер.

За все административные правонарушения в области рекламы применяется административное наказание в виде административного штрафа, и только по ст. 6.13 КоАП в качестве дополнительной санкции возможно применение административного наказания в виде конфискации продукции и оборудования, используемого для изготовления и распространения рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Согласно ФЗ от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, совершенную юридическими лицами, может применяться административное приостановление деятельности. Такое решение видится вполне обоснованным и своевременным. В то же время законодателю необходимо учесть характер рекламных нарушений и тяжесть наступающих последствий, и в этой связи было бы целесообразно распространение административного приостановления деятельности на отдельные правонарушения в области рекламы путем внесения соответствующих изменений в статью “Нарушение законодательства о рекламе” (ст. 14.3 КоАП РФ). Но, к сожалению, до сегодняшнего момента данное мнение исследователей не было учтено законодателем.

В связи с этим суды Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба продолжают привлекать к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП, применяя такое административное наказание, как штраф, о чем свидетельствует соответствующая практика.

Не меньший интерес представляют и другие вопросы ответственности за нарушение рекламного законодательства. В частности, согласно ч. 5 ст. 38 ФЗ “О рекламе” федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности. В связи с этим правомерен вопрос: какие иные, кроме гражданско-правовых и административно-правовых, меры ответственности имел в виду законодатель, формулируя указанную правовую норму? Подобный вопрос возникал еще на стадии обсуждения законопроекта “О рекламе”. Так, в заключении Правового управления Государственной думы по проекту указанного закона отмечалось, что из ч. 5 ст. 38 не ясно, о каких иных мерах ответственности идет речь. Однако данное замечание не было учтено, и ч. 5 ст. 38 была принята в первоначальной редакции.

Можно предположить, что законодатель имел в виду возможное восстановление уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере рекламы. В Уголовном кодексе РФ 1996 г. существовала ст. 182, предусматривавшая ответственность за заведомо ложную рекламу, т.е. использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

На практике более эффективными мерами борьбы с нарушениями рекламного законодательства оказались меры гражданско- и административно-правового характера. Но, как отмечали В.Н. Кудрявцев и В.Е. Эминов, “декриминализация возможна, если с нежелательными формами поведения можно вести борьбу иными, более мягкими (и, возможно, более действенными), средствами, чем уголовное наказание”.

Нормы ответственности ФЗ “О рекламе” коррелируют с иными нормативными правовыми актами, регулирующими рекламу в определенной сфере.

Чаще всего мерой ответственности избираются штрафные санкции. Применение меры административного наказания в виде штрафа предусмотрено практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ. Стоит отметить, что в КоАП РФ в качестве административного наказания не предусмотрена контрреклама, поэтому ее можно относить к мере административного принуждения. Физические и юридические лица имеют право обращаться в суд с требованием публичного опровержения недостоверной рекламы (контррекламе) в соответствии с п. 2 ст. 38 ФЗ “О рекламе”.

Ответственность за нарушения рекламного законодательства обращает на себя более пристальное внимание из-за одной из главных причин: отсутствие надлежащих размеров штрафов. Еще раз продублируем положения ст. 14.3 КоАП РФ – нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Только вдумайтесь в эти цифры! Что такое сто тысяч рублей для крупного холдинга?! Получается, что неблагоприятные последствия, вызванные применением некоторых мер ответственности к нарушителю, в рамках крупного хозяйствующего субъекта с излишком оправдываются эффектом и прибылью, полученной от ненадлежащей рекламы.

Также необходимым видится развить тот раздел текста, который касается привлечения к ответственности непосредственных рекламораспространителей: медийных каналов, радио и т.д., поскольку меры ответственности сейчас в основном применяются лишь к рекламодателю. Наряду с вышеуказанными замечаниями важно повысить общую поведенческую культуру потребителей и производителей. Отчасти этого можно достичь путем фрагментарного пересмотра текстов образовательных стандартов тех гуманитарных и экономических дисциплин, которые используются учебными планами по всем специальностям, связанным с предпринимательством, рекламой, управлением на производстве, внутренней и внешней торговлей.

Ссылка на основную публикацию